Газ сжиженный нефтяной (ГСН) - именно так в профессиональной среде называют автомобильную пропан-бутановую смесь. По составу смесь близка к бытовому газу, который разливают в баллоны и развозят по дачам-деревням, где нет магистрального газа. Все же сразу нужно оговориться, что применять бытовой газ в качестве топлива не рекомендуется, так как степень очистки от примесей там на порядок ниже.
Нефтяной газ представляет собой смесь пропана, бутана и незначительного количества (около 1%) непредельных углеводородов. Фактически на автомобильные газонаполнительные станции поступают две марки газа, регламентируемые соответствующими ГОСТами: зимняя (85-95% пропана) и летняя (45-55% пропана). Такое сочетание учитывает свойства СНГ в зависимости от окружающей температуры и позволяет круглый год эксплуатировать автомобиль на газе.
Основные свойства ГСН заключаются в том, что пропан-бутан по эксплуатационным параметрам очень близок к высокооктановому бензину.
Давление газа зависит от температуры окружающей среды и варьируется в пределах от 0,4 до 16 атмосфер (1,6 МПа). Из названия можно понять, что газ хранится в баллоне в жидком состоянии, которое поддерживается при определенном соотношении давления и температуры. Давление на жидкую фазу создается насыщенными парами, интенсивность испарения которых зависит процентного соотношения пропана и бутана в смеси. Пропан начинает испаряться при -40 градусах, бутан только при t около 0. Поэтому зимой на одном бутане не уедешь, просто не будет давления в системе, а газ самотеком (как и бензин без насоса) в двигатель не пойдет.
Следует знать, что в целях безопасности баллон нельзя заполнить на 100%, как только объем заправки составит 80-90% сработает ограничитель и прекратит заправку. Сделано это для того, чтобы в баллоне не возникло избыточное давление в экстремальных температурных условиях (+45 Со). Но даже если баллон полностью заправить и выставить на солнцепек, то вряд ли что-нибудь случиться: во-первых баллон спроектирован с 3-4х кратным запасом прочности (выдерживает давление до 60-80 Атм.) а даже в таких условиях давление не превысит 25 Атм., и во-вторых, современная баллонная арматура автоматически сбросит избыточное давление.
ГСН учитывается как и бензин в литрах (1 литр ГСН стоит в 2-2,5 раза дешевле бензина АИ-92). Расход пропан-бутана выше, чем на бензине на 10-15%, что объясняется меньшей объемной теплотворностью этого топлива. Учитывая, что полезный объем баллона составляет 80% от полного, одной заправки 'полтинника' (50-литровый баллон) малолитражке хватит на 450-550 км.
Что касается заправочных станций (АГНС - автомобильная газонаполнительная станция), то число их выросло многократно за последние два года. Особых проблем с заправкой нет ни в городе, ни на трассе. Правда бывают перебои с газом, но в общем и целом ситуация стабильная.
Компримированный природный газ (КПГ) представляет собой метан сжатый до 220 атмосфер. Природный газ обладает незаурядными достоинствами: высокое октановое число, максимальная полнота сгорания и дешевизна (и если стоимость нефтяного газа зависит от цен на нефть, то стоимость метана зависит от ГАЗПРОМА). Но есть и существенный недостаток: высокое рабочее давление предъявляет серьезные требования к оборудованию (прежде всего к баллонам), что увеличивает затраты на переоборудование по сравнению с пропаном в 3-4 раза.
Как уже было отмечено выше, рабочее давление КПГ - 220 Атм. И так как метан заправляется в газообразном состоянии, учитывается он в кубических метрах. Несложно подсчитать, что в 50-литровый баллон (для пропана и для метана они разные, т.к. рабочее давление отличается на порядок) можно утрамбовать около 11 кубометров метана (50 л x 220 атм. = 11000 л).
Расход 1 кубометра метана приблизительно равен 1 литру бензина, а для двигателей, рассчитанных под 92-95 бензин, эквивалентный расход будет даже меньше одного куба. Т.е. на одном баллоне (те же 50 литров) можно проехать всего 110-150 км, что меньше в 3,5 раза по сравнению с пропаном при том же объеме газового баллона. Но учитывая, что стоимость 1 кубометра метана составляет треть от цены 1 литра бензина АИ-92, то можно смириться с небольшим пробегом на одной заправке (или с большим баллоном на борту).
А заправиться можно в любое время дня и ночи, но самих заправок - раз, два и обчелся. Построить АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) - удовольствие не дешевое, да и технологически сложное. И при том, что почти все из 250 станций по всей России загружены на 10-15% от своей мощности, строить новые просто бессмысленно. Короче замкнутый круг. Газпром хочет увеличить производительность АГНКС, но не хочет строить новые станции, а потребители готовы ездить на метане, но когда сеть заправок станет погуще.
Что предпочесть решать Вам. Для владельца личной легковушки мы посоветует сжиженный нефтяной газ. Затраты на переоборудование минимальные, заправок много, пробег на одной заправке приличный. Для коммерсантов, активно эксплуатирующих транспорт, и расположенных неподалеку от АГНКС, разумным выбором будет метан. Несмотря на дорогую установку, экономия на топливе будет намного выше.
Источник: http://ssangyong-bonavto.ru
Нефтяной газ представляет собой смесь пропана, бутана и незначительного количества (около 1%) непредельных углеводородов. Фактически на автомобильные газонаполнительные станции поступают две марки газа, регламентируемые соответствующими ГОСТами: зимняя (85-95% пропана) и летняя (45-55% пропана). Такое сочетание учитывает свойства СНГ в зависимости от окружающей температуры и позволяет круглый год эксплуатировать автомобиль на газе.
Основные свойства ГСН заключаются в том, что пропан-бутан по эксплуатационным параметрам очень близок к высокооктановому бензину.
Давление газа зависит от температуры окружающей среды и варьируется в пределах от 0,4 до 16 атмосфер (1,6 МПа). Из названия можно понять, что газ хранится в баллоне в жидком состоянии, которое поддерживается при определенном соотношении давления и температуры. Давление на жидкую фазу создается насыщенными парами, интенсивность испарения которых зависит процентного соотношения пропана и бутана в смеси. Пропан начинает испаряться при -40 градусах, бутан только при t около 0. Поэтому зимой на одном бутане не уедешь, просто не будет давления в системе, а газ самотеком (как и бензин без насоса) в двигатель не пойдет.
Следует знать, что в целях безопасности баллон нельзя заполнить на 100%, как только объем заправки составит 80-90% сработает ограничитель и прекратит заправку. Сделано это для того, чтобы в баллоне не возникло избыточное давление в экстремальных температурных условиях (+45 Со). Но даже если баллон полностью заправить и выставить на солнцепек, то вряд ли что-нибудь случиться: во-первых баллон спроектирован с 3-4х кратным запасом прочности (выдерживает давление до 60-80 Атм.) а даже в таких условиях давление не превысит 25 Атм., и во-вторых, современная баллонная арматура автоматически сбросит избыточное давление.
ГСН учитывается как и бензин в литрах (1 литр ГСН стоит в 2-2,5 раза дешевле бензина АИ-92). Расход пропан-бутана выше, чем на бензине на 10-15%, что объясняется меньшей объемной теплотворностью этого топлива. Учитывая, что полезный объем баллона составляет 80% от полного, одной заправки 'полтинника' (50-литровый баллон) малолитражке хватит на 450-550 км.
Что касается заправочных станций (АГНС - автомобильная газонаполнительная станция), то число их выросло многократно за последние два года. Особых проблем с заправкой нет ни в городе, ни на трассе. Правда бывают перебои с газом, но в общем и целом ситуация стабильная.
Компримированный природный газ (КПГ) представляет собой метан сжатый до 220 атмосфер. Природный газ обладает незаурядными достоинствами: высокое октановое число, максимальная полнота сгорания и дешевизна (и если стоимость нефтяного газа зависит от цен на нефть, то стоимость метана зависит от ГАЗПРОМА). Но есть и существенный недостаток: высокое рабочее давление предъявляет серьезные требования к оборудованию (прежде всего к баллонам), что увеличивает затраты на переоборудование по сравнению с пропаном в 3-4 раза.
Как уже было отмечено выше, рабочее давление КПГ - 220 Атм. И так как метан заправляется в газообразном состоянии, учитывается он в кубических метрах. Несложно подсчитать, что в 50-литровый баллон (для пропана и для метана они разные, т.к. рабочее давление отличается на порядок) можно утрамбовать около 11 кубометров метана (50 л x 220 атм. = 11000 л).
Расход 1 кубометра метана приблизительно равен 1 литру бензина, а для двигателей, рассчитанных под 92-95 бензин, эквивалентный расход будет даже меньше одного куба. Т.е. на одном баллоне (те же 50 литров) можно проехать всего 110-150 км, что меньше в 3,5 раза по сравнению с пропаном при том же объеме газового баллона. Но учитывая, что стоимость 1 кубометра метана составляет треть от цены 1 литра бензина АИ-92, то можно смириться с небольшим пробегом на одной заправке (или с большим баллоном на борту).
А заправиться можно в любое время дня и ночи, но самих заправок - раз, два и обчелся. Построить АГНКС (автомобильная газонаполнительная компрессорная станция) - удовольствие не дешевое, да и технологически сложное. И при том, что почти все из 250 станций по всей России загружены на 10-15% от своей мощности, строить новые просто бессмысленно. Короче замкнутый круг. Газпром хочет увеличить производительность АГНКС, но не хочет строить новые станции, а потребители готовы ездить на метане, но когда сеть заправок станет погуще.
Что предпочесть решать Вам. Для владельца личной легковушки мы посоветует сжиженный нефтяной газ. Затраты на переоборудование минимальные, заправок много, пробег на одной заправке приличный. Для коммерсантов, активно эксплуатирующих транспорт, и расположенных неподалеку от АГНКС, разумным выбором будет метан. Несмотря на дорогую установку, экономия на топливе будет намного выше.